@artbatik

Виолетта Митина

Орнамент русского народного костюма 07.04.2020 19:22

Изучение традиционной русской одежды — это одна из интереснейших и сложных тем для исследования. Связано это с большим ее разнообразием и к сожалению не всегда полной сохранностью комплекса.

Даже в настоящее время одежда может нести много информации: указывает на пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность, назначение и пр. В прошлом значение одежды было более регламентировано и канонично.

Народный традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, как правило состоящий из следующих элементов: основная многослойная одежда, обувь, комплекс украшений, головной убор, верхняя одежда и даже прическа и грим. В зависимости от комбинирования тех или иных элементов комплекс нес множество текстов определяющих роль носителя костюма.

Итак традиционный русский костюм классифицируют по следующим признакам:

— региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);

— этнолокальному;

— половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

— степени зажиточности владельца;

— сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.);

— социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

— практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).

Основными причинами использования материалов для изготовления костюма были само собой доступные природные материалы, так как население главным образом существовало за счет натурального хозяйства. Так в каждом регионе со временем сформировались свои особенности, что сказывалось на его разнообразие.

Однако не смотря на это исследователи все же выделяют общие материалы и приемы декорирования одежды. Вообще именно в традиционном народном костюме органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Орнамент.

В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

— геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

— растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

— зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

— антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Мистическая составляющая русского орнамента, его глубокий символический текст, разнообразие форм и образов часто становится источником вдохновения современных художников. Я не исключения. Совсем недавно я создала декоративное панно под названием «Ритмы русского орнамента» и об этапах создания я поделюсь в своем мастер-классе.

История орнамента русского наро


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам